Эффективная эксплуатация разнообразного оборудования, включая поршневые механизмы, возможна лишь при правильном использовании и своевременной замене смазочных материалов. В противном случае нарушается требуемый температурный режим функционирования агрегатов и увеличивается скорость износа его элементов. Важно учесть, что каждый вид масла, одобренный производителем, способен обеспечить оптимальные условия работы данного оборудования.
Особые условия эксплуатации компрессоров накладывают особые требования. Масло вступает в прямой контакт с нагретым до высоких температур сжатым газом. Поэтому при разработке таких смазочных материалов уделяется особое внимание их парообразованию и температуре воспламенения. Качественный смазочный материал поможет снизить риск взрыва и возгорания, а также гарантирует лучшую герметичность.
Разновидности компрессорного масла представляют собой специальные жидкости, предназначенные для смазки и обслуживания подвижных узлов и элементов. Использование таких материалов позволяет продлить срок службы агрегатов. Основные функции этого вида смазок включают:
Использование компрессорного масла в целом способствует увеличению срока службы механизма без проведения ремонта и технического обслуживания, так как предотвращает перегрев и преждевременный износ деталей.
В настоящее время существуют несколько типов компрессорных масел, которые отличаются в технологии производства, химическом составе и наборе присадок.
Основная классификация масел осуществляется по способу изготовления:
В процессе производства масла дополняются специальными присадками, которые улучшают практически все физико-химические свойства смазочного материала.
В России компрессорные масла делятся на 4 группы, основываясь на условиях эксплуатации оборудования:
1. Масла, способные выдерживать средние нагрузки с температурой нагнетания, не превышающей 160°C.
2. Масла для средней интенсивности работы с температурой не более 180°C.
3. Масла для интенсивной эксплуатации с температурой газов до 200°C.
4. Масла для экстремальных нагрузок, с верхним пределом температуры 200°C.
Классификация импортных компрессорных масел немного отличается и основана на международном стандарте DIN 51506:
Существует общепринятая классификация, в соответствии с которой все современные компрессоры делятся на два типа: объемные и динамические. Объемные компрессоры работают следующим образом - газообразное вещество попадает в камеру, сжимается и затем выбрасывается наружу под высоким давлением. Динамические компрессоры, в свою очередь, ускоряют газообразное вещество с помощью роторов турбины.
Выбор смазки для компрессора зависит от его типа и условий эксплуатации. Существуют следующие категории смазок: класс DIN-51-515 включает в себя рабочие жидкости для паровых турбин и высокотемпературные турбинные масла; категория TDL-32 состоит из минеральных смазочных материалов для паровых и газовых турбин; смазки TDL-46 также представляют собой минеральные рабочие жидкости, используемые для компрессоров с определенными параметрами; масла TDL-68 являются универсальными и основаны на рафинированных базовых компонентах; смазки TDL-EP с противозадирными добавками позволяют продлить срок эксплуатации компрессорного оборудования.
При выборе смазки необходимо учитывать технические характеристики, маркировку и особенности эксплуатации. Также рекомендуется приобретать компрессорные масла в соответствии с требованиями производителей оборудования.